14 марта прошел интегрированный урок «Музыкальная культура и изобразительное искусство Башкортостана в 1950-80 годы» с обучающимися II курса всех отделений, преподавателей Айбатовой Г.Т. и Ворониной Е.В. Данное мероприятие — часть цикла открытых уроков, посвященных 100-летию образования БАССР.
Первая часть урока посвящена музыкальной культуре Башкортостана. Этот период характеризуется развитием композиторского и исполнительского творчества, рождением новых музыкальных традиций, художественных союзов, усилением музыкального образования и просветительства.
В 1960-е – начале 1970-х годов музыкальные училища открываются в Салавате, Октябрьском, Давлеканово, Учалах. В 1968 году открыт Уфимский государственный институт искусств с музыкальным, театральным и художественным факультетами. Возглавил институт З.Г.Исмагилов. В 1972 году по его инициативе при УГИИ создается Средняя специальная школа-интернат для одаренных детей. Педагогическую работу преподаватели успешно совмещали с исполнительской, научной и просветительской деятельностью.
Происходит формирование национальной композиторской школы: К.Рахимов, Х.Ахметов, З.Исмагилов, Р.Муртазин, Н.Сабитов, Х.Заимов, Р.Сальманов, Ш.Ибрагимов и др. В пленумах СК БАССР нередко принимали участие видные деятели культуры России, композиторы из других республик СССР. В 1964 году в Уфе состоялся выездной секретариат СК РСФСР во главе с Д.Шостаковичем.
В 1950-е – 1960-е годы по своему художественному уровню выделяется балетная и оперная труппы. Многогранной была деятельность Башкирской государственной филармонии. Крупными достижениями башкирского музыковедения стали стали исследования, посвященные народной музыке: Л.Лебединский «Башкирские народные песни», Х.Ахметов «Башкирские протяжные песни», Л.Атанова «Собиратели и исследователи музыкального творчества башкирского народа», Н.Губайдуллин «История башкирской музыки».
1960-е годы дали бурный толчок художественной самодеятельности. Открываются балетные и музыкальные студии, хоровые и танцевальные коллективы, оркестры и ансамбли, университеты культуры. Особой страницей народного творчества стала авторская песня. Еще одним видом молодежной музыки явились самодеятельные ВИА, которые создавались во многих организациях, учебных заведениях, клубах. Затем ВИА уступают место поп — и рок-группам. Одной из первых и наиболее интересных в Башкирии была группа «ДДТ» Ю.Шевчука.
Вторая часть урока была посвящена классическому этапу башкирской живописи — послевоенные годы до середины 80-х. В годы Великой Отечественной Войны на Урал были эвакуированы многие промышленные предприятия, научные и культурные организации. В общую жизнь республики также влился большой отряд технической, научной и творческой интеллигенции, что повлияло на все направления деятельности.
Семья осетинского скульптора С. Тавасиева была эвакуирована в башкирское село Стерлибашево. Затем они переехали в Уфу. В 1941-1942 годах Тавасиев был ответственным секретарем Уфимского городского отделения Союза художников. Наиболее известной работой Тавасиева является памятник Салавату Юлаеву в Уфе — самая крупная конная статуя в нашей стране и Европе. Так в 1967 году на высоком берегу реки Белой появился памятник национальному герою башкирского народа.
А центром подлинного искусства становится Художественный музей, созданный ещё в первые годы после революции, в Уфе, благодаря инициативе М. Нестерова. В 1954 году было присвоено его имя.
Искусство Башкирии закрепляется, как самобытная школа, одна из самых ярких периферийных школ Советского Союза. Искусство активно поддерживалось государством. Договоры с авторами, «заданность» тематики, развитие исторического сюжета, бытовой живописи, пейзажа.
Газеты, радио, ТВ были переполнены репортажами о жизни страны, пропагандировался трудовой подвиг. Главное место в изобразительном искусстве занял герой в частной и общественной жизни.
Возникает так называемый суровый стиль – когда задача художника заключалась в создании образа-типа, передающего основные черты общественного человека.
А. Лутфуллин, Б. Домашников, Р. Нурмухаметов, — художники самого яркого этапа башкирской живописи. Их творчество – портреты, жанровые композиции, пейзажи — неразрывно связано с родным Башкортостаном, с прекрасными людьми республики. Каждый из них внес огромный вклад в развитие изобразительного искусства башкирского народа.
Рассказ преподавателей сопровождался слушанием музыкальных фрагментов из произведений Х.Ахметова, Р.Муртазина, Ш.Ибрагимова, Н.Сабитова, пьесы З.Исмагилова «Романс» в исполнении Рыскуловой А. (II НИНР, концертмейстер Фаткуллина З.Т.), показом репродукций, слайдов. С небольшимии докладами о творчестве композиторов и художников выступили обучающиеся Курочкина А., Назаров В., Шамсутдинова З., Галиастанов В., Ягудина Д., Тимофеева Ю., Магазумов М., Калмурзина Л., Сагидуллина Д., Ихсанова Д., Жогин В..