Шопен написал 27 этюдов: 12 этюдов ор. 10; 12 этюдов ор. 25 и 3 этюда без опуса. Этюды Шопена – это яркий образец обновления старого жанра. Раньше этюд существовал как техническое упражнение, художественные задачи отходили на второй план. Подобные этюды писали Черни, Клементи, Мошелес, Крамер и другие. Такие композиторы как Шопен, Лист, Паганини (для скрипки) на основе этюдов создают техничные, виртуозные концертные пьесы. Таким образом, этюд был техническим упражнением, а у Шопена превращается в яркую концертную пьесу. В своих этюдах Шопен сохраняет характерные черты этюда:
Но в этюдах Шопена технические задачи всегда подчинены определенному художественному замыслу. Его этюды отличаются глубиной содержания, богатством образов.
У Шопена можно встретить лирические этюды. Причем, есть лирические быстрые и лирические медленные этюды. К лирическим быстрым можно отнести этюд f-moll ор. 25 №2. В нем легкие устремленные пассажи, прозрачное двухголосие, зыбкие ритмические сочетания. Поэтический, мягкий, хрупкий этюд As-dur ор. 25 №1. К лирическим медленным относится этюд E-dur ор. 10 №3. По образам, по принципу контрастных сопоставлений он близок ноктюрну: в крайних разделах лирическая, песенная тема, а средний раздел в более быстром темпе, фактура усложняется, появляются напряжение, драматизм. Близок ноктюрну этюд cis-moll ор.25 №7. Звучит словно дуэт: основной теме в виолончельном регистре подпевает второй высокий голос.
Есть у Шопена этюды, полные радости, блеска – виртуозные концертные пьесы. Например, этюд Ges-dur ор. 10 №5. он вырастает из непрерывных фигураций по ломаным интервалам.
Встречаются этюды трагического плана, с напряженными, героико-драматическими образами. Например, этюд c-moll ор. 10 №12 – «Революционный». Это одно из произведений Шопена, которое явилось откликом на поражение польского восстания. Он полон гнева, страсти, напряженной душевной боли. На фоне непрерывных, бурных пассажей звучит волевая, аккордовая тема в пунктирном ритме. К драматическим относится и этюд a-moll ор. 25 №11. Интересно, что это быстрый этюд с медленным вступлением. Вступительное звучание темы близко похоронному маршу. Затем тема преображается – она звучит в быстром темпе на фоне бурных пассажей.
Таким образом, этюды Шопена – это яркий пример обновления старого жанра.
Все права защищены. © УУИиК | Официальный сайт Учалинского Училища Искусств и Культуры. Размещение в других источниках разрешается только по договоренности с УУИиК. 2020 г.