В симфоническом творчестве Бетховена особое место занимают 11 увертюр. По содержанию они относятся к героико-драматической линии творчества Бетховена. Хотя они писались как вступление к оперным, драматическим спектаклям, их часто исполняют отдельно, как самостоятельные симфонические произведения. Поэтому увертюры Бетховена можно считать первыми одночастными симфоническими пьесами. Лучшими являются увертюры «Леонора» (к опере «Фиделио»), «Кориолан» (к трагедии Коллинса «Кориолан»), «Эгмонт» (к трагедии Гете «Эгмонт»).
В 1810 году к трагедии Гете «Эгмонт» Бетховен написал 10 номеров: увертюру, 4 антракта, 2 песни Клерхен, музыку к сцене смерти Клерхен, музыку к предсмертному монологу Эгмонта и «Победную симфонию». Обращение Бетховена к трагедии Гете не случайно. Идея была близка композитору. Это произведение о борьбе народа за свою свободу, о герое, отдавшем жизнь за народ. В основе трагедии лежат действительные события: борьба нидерландского народа против испанцев в XVI веке. Казнь графа Эгмонта герцогом Альбой. Особенно ярко и полно идея героической борьбы воплощена в увертюре, в ней гибель героя утверждает победу народа. Развитие идет от образов страданий, через образы напряженной борьбы, к героической, победной коде. В спектакле музыка коды повторяется в последнем номере, в «Победной симфонии».
Увертюра написана в сонатной форме с развернутым вступлением. Во вступлении заключен основной конфликт, это завязка драмы. Во вступлении противопоставляются две темы:
Экспозиция. Главная партия – фа минор, у виолончелей, мужественная, активная, образ борьбы, сопротивления. Это борьба не на жизнь, а на смерть.
Связующая партия – переход из фа минора в ля-бемоль мажор, развивает образ главной партии.
Побочная партия – ля-бемоль мажор, образ поработителей, жесткая, суровая, наступательная тема. Сопоставляются энергичные аккорды и жалобные фразы.
Заключительная партия – ля-бемоль мажор, активное, наступательное, напряженное движение восьмыми, интонации возгласов.
Разработка. Небольшая, но борьба очень активная. Молящим, жалобным фразам неумолимо отвечают два жестких аккорда.
Реприза. Все темы в фа миноре, продолжается драматическое развитие тем, напряжение усиливается. В конце репризы идет наступление темы сарабанды. Неожиданно она обрывается, словно на вскрике. И затем звучит хорал – это момент гибели героя и скорбь о нем.
Кода – быстрый темп, фа мажор. Строится на новом музыкальном материале. Образы ликования, победы, маршевые, танцевальные ритмы. Это картина праздника, победы, торжества народа, за свободу которого герой отдал жизнь
Все права защищены. © УУИиК | Официальный сайт Учалинского Училища Искусств и Культуры. Размещение в других источниках разрешается только по договоренности с УУИиК. 2020 г.