При организации самостоятельной работы обучающихся следует руководствоваться рядом дидактических принципов, таких как: систематичность, последовательность, сознательность и прочность усвоения знаний и навыков. Систематичность способствует формированию условных рефлексов, создающих у человека потребность в деятельности в определенное время. От систематичности в большой степени зависит прочность знаний и навыков. Пропуск занятий пагубно сказывается на развитии техники. Последовательность состоит в том, чтобы все новое было в какой-то степени подготовлено, а накопление знаний естественно и последовательно вытекало из предыдущего опыта. Тогда эти знания воспринимаются легче и быстрее.
Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Практические рекомендации для обучающихся.
Работа над исполнением гамм, арпеджио, упражнений, этюдов.
Важное значение имеет работа над формированием исполнительской техники и над инструктивным материалом. Необходимо помнить, что только систематическая планомерная работа может дать положительный результат.
Гаммы, арпеджио, этюды являются основой для развития технических возможностей исполнителя. Понятие «техника исполнения» включает в себя как технику собственно пальцев, так и технику звука, штрихов, фразировки, динамики т.д. Нет никакого смысла в разучивании музыкальных произведений, не освоив при этом весь комплекс необходимых технических средств.
Начинать надо с самостоятельной работы над гаммами, арпеджио, упражнениями, этюдами. Разыгрываемся на гаммах, арпеджио, затем работаем над упражнениями. Упражнения – небольшие музыкальные формы, состоящие из одного или нескольких тактов, являющиеся средством развития какого-либо вида исполнительской техники музыканта.
Работа над упражнениями требует максимально точного выполнения всех методических указаний автора. Непосредственно перед началом работы над упражнением необходимо проанализировать сложность технической задачи, решаемой с помощью данного упражнения, наметить возможные варианты решения технической проблемы – поиск оптимальной аппликатуры, работа над определённым штрихом, ритмические сложности, вопросы, связанные с дыханием – длинная фраза, большие скачки в мелодии и т.д. Поскольку в упражнениях обычно не указывается темп, начинать следует с максимально удобного, при котором исполнитель имеет возможность полностью и без напряжения контролировать процесс исполнения. После нескольких повторений, когда технические сложности успешно решаются, темп необходимо постепенно повышать. В этом случае очень полезно пользоваться метрономом, увеличивая темп с каждым разом на одно деление. При повышении темпа важно сохранять полный контроль над процессом исполнения без внутреннего напряжения.
Следующий этап – работа над этюдами. Этюд – законченная форма музыкального произведения инструктивного характера, предназначенная для совершенствования исполнительской техники. Работая над этюдом, обучающийся на практике применяет полученные ранее навыки игры на инструменте, для создания художественного образа музыкального произведения через решение технических задач. Данный вид занятий оказывает непосредственное влияние на возможность в последующем свободно и непринуждённо исполнять музыкальные произведения художественной направленности.
Планирование работы над этюдом практически схоже с планированием работы над любым другим музыкальным произведением: общий музыкально-теоретический анализ; анализ построения произведения: части, периоды, предложения, фразы; определение технически сложных мест и работа над ними отдельно; создание художественного образа произведения и его развитие. Отличие работы над этюдом от работы над художественные музыкальным произведением в дидактической, обучающей функции этюдов. Рекомендуется максимально точно исполнять нотный текст, выполнять все рекомендации, ремарки автора, не отклоняться от метроритмической основы этюда, точно использовать указанные штрихи, не разрушать музыкальные фразы, следовать динамической линии.
Ознакомившись с нотным текстом этюда, прочитав его с листа в медленном (доступном) темпе, определяем структуру произведения, разделяем по периодам, предложениям, фразам, расставляем цезуры. Начинаем работу над первой структурной частью этюда. В зависимости от подготовки студента, от уровня сложности этюда, это может быть фраза, предложение, период. Возьмём за образец период, как построение, выражающее законченную музыкальную мысль. Анализируем отрывок по следующим параметрам:
— ритмический рисунок,
— движение мелодии (какими длительностями, поступенно или скачками),
— аппликатурные трудности,
— применяемые штрихи,
— динамика.
При наличии ритмических трудностей, проговариваем нотный текст ритмослогами, потом нотами, потом исполняем на инструменте указанными штрихами. Если в темпе выиграть пассаж не получается – играем медленно 5-10 раз. При поступенном движении мелодии добиваемся максимальной ровности звучания. При наличии скачков – помимо регистровой ровности в звуке обращаем внимание на интервальное напряжение – точность интонирования, подчёркивая тяготения ступеней лада. Одновременно с работой над чистотой и выразительностью мелодии выбираем оптимальную аппликатуру, обеспечивающую лёгкость и точность соединения нот. Добиваемся точного, верного исполнения штрихов – важного средства выразительности в музыке.
Любое музыкальное произведение, в том числе и этюды, невыразительно без динамического развития. Уже на стадии разбора этюда следует неукоснительно выполнять динамические указания автора. Культура динамики – показатель культуры исполнителя. Необходимо понимать, что не существует forte или piano самих по себе как таковых, но всё относительно и взаимосвязано. Так piano может готовить forte и приходить после него, как и акцент существует только в окружении относительно слабых долей в такте.
Добившись таким образом приемлемого исполнения первого периода, переходим к работе над вторым, третьим и т.д. Затем соединяем выученные периоды и работаем над целостностью исполняемого произведения.
Ориентировочное время на выполнение самостоятельной работы над гаммами, упражнениями, этюдами – не менее 1 часа в день.
Контроль выполнения работы производится на аудиторных занятиях, контрольном уроке и техническом зачёте.
Роль преподавателя:
Роль обучающегося:
Критерии оценки:
Музыкальный анализ, разучивание музыкальных произведений.
Результатом развития технического мастерства исполнителя посредством работы над гаммами, арпеджио, упражнениями и этюдами является разучивание художественных музыкальных произведений с последующим исполнением их на концертах.
Музыкальный анализ.
Перед тем, как начать работу по подготовке музыкального произведения к концертному выступлению (главной, конечной цели исполнителя), необходимо произвести музыкально-теоретический анализ данного произведения. Результатом музыкально-теоретического анализа произведения является общее понимание художественного замысла композитора, представление об идеальном звучании пьесы, составление плана работы по её разучиванию и подготовке к концертному звучанию.
Первым шагом анализа произведения предполагается знакомство с биографией композитора, его творчеством, временем создания данного опуса. Для примера: фуги И.С.Баха и «Танец с саблями» А.Хачатуряна не могут звучать в одной стилистике.
Далее рекомендуется провести теоретический анализ: темп, размер, тональность, наличие отклонений, модуляций; структура произведения: простая или развёрнутая форма, соната, сюита, концерт и т.д.; наметить периоды, предложения, цезуры, экспозицию, развитие, кульминацию, финал.
Технический анализ: ритмическая структура, ритмически сложные места наметить для отдельной работы с ними; движение мелодии (поступенно или скачками), отметить сложные места; определиться с аппликатурой, выбрать оптимальную; проанализировать артикуляцию музыкальных фраз, уточнить штрихи (в широких скачках больше внимание legato, острота staccato должна соответствовать характеру, стилю произведения и т.д.), уточнить динамику – если есть трудности, допустим pp в неудобном регистре, наметить для работы отдельно.
Разучивание произведений.
Если рассматривать музыкальное произведение в ассоциативной связи с произведением литературы, то имеет смысл говорить о разучивании и выучивании пьес музыкальных подобно литературным произведениям. Так например: если исполнитель проговорил нотный текст ритмослогами, затем нотами, затем разобрал по мотивам-слогам, соединил мотивы во фразу со всеми штрихами и динамикой, не остаётся ничего другого как оттачивать звучание фрагмента, исполняя его без нот. Исполненная один раз наизусть фраза стоит десяти повторений её по нотам.
Не следует ставить себе задачу «выучить ноты наизусть», но добиваться чистоты соединения нот посредством оптимальной аппликатуры и тембровой ровности звука, объединения звучащих нот единой мыслью (ноты как буквы объединяются в слова, фразы, предложения), выразительности музыкального отрывка через штрихи и динамическую линию. Не учите ноты, а учите содержание произведения, выраженное в написанных нотах.
Доведя качество фразы (предложения, периода) до приемлемого звучания наизусть, переходим к следующему эпизоду, который выучиваем подобным образом. Затем соединяем периоды, выравнивая их звучание между собой в едином образе. Так из выученных наизусть отдельных отрывков складывается всё музыкальное произведение.
Ориентировочное время для выполнения задания не менее 1 часа в день.
Контроль выполнения задания производится на аудиторных занятиях, контрольных уроках, зачётах, академических концертах, при государственной итоговой аттестации.
Роль преподавателя:
Роль обучающегося:
Критерии оценки:
Развитие, закрепление знаний, умений, навыков,
полученных на аудиторных занятиях.
Важнейшим компонентом творческой работы обучающегося является развитие, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на аудиторных занятиях. Активная образовательная позиция учащегося является гарантией качества учебного процесса, высокого результата при государственной итоговой аттестации.
На занятиях аудиторных по специальности будьте внимательны к замечаниям педагога. Необходимо понимать, что преподаватель планирует работу с обучающимся, исходя из его возможностей, образовательной программы и учебного плана. Анализируя актуальные исполнительские возможности ученика, педагог даёт информацию в выверенном с методической точки зрения порядке. При взаимной заинтересованности обучающегося и преподавателя в успехе обучения, при ситуации сотворчества исполнительское мастерство, несомненно, будет активно совершенствоваться.
Сделайте копии изучаемых произведений и на специальности записывайте в нотах важные, или не очень, пометки, пожелания по работе с пьесами. Будите фантазию, развивайте ассоциативное мышление. В работе над музыкальным произведением не бывает мелочей. Именно во внимательном подходе к каждому моменту работы над пьесой проявляется талант исполнителя.
Замечания, критику педагога воспринимайте конструктивно. Главная цель вашего учителя – не «выматывание» вас гаммами, этюдами и ненужными упражнениями, а развитие вашего исполнительского мастерства, вашей общей культуры. А, как известно, пределов совершенству нет.
При самостоятельной работе в начале вспомните, пересмотрите записи, сделанные на аудиторном занятии, в соответствии с ними наметьте план репетиции и придерживайтесь его. Тем самым вы обеспечите себе стабильное развитие в профессиональном плане и уверенность на последующих аудиторных занятиях.
Ориентировочного времени для выполнения задания не предполагается, так как эта работа проводится постоянно, на протяжении всего курса обучения, ежедневно при самостоятельной работе.
Контроль выполнения задания проводится на аудиторных занятиях, контрольном уроке.
Роль преподавателя:
Роль обучающегося:
Критерии оценки:
Закрепление навыков, полученных на аудиторных занятиях в чтении с листа.
Процесс чтения с листа является первоочередным в работе над музыкальным произведением. Соответственно, если навык чтения с листа развит в достаточной степени, то и дальнейшая работа над произведением будет осуществляться с лучшей результативностью.
Методически верно будет начинать процесс развития навыка чтения с листа не с концертных произведений, а с более лёгких, технически и интеллектуально доступных пьес. При освоении данной темы предлагается начинать с чтения этюдов и упражнений младших классов ДМШ, буквально с начальных упражнений. Тем самым, обучающийся решает сразу две проблемы – приобретает навыки чтения с листа и знакомится с дидактическим материалом ДМШ.
Обращаем внимание на соблюдение всех указанных текстовых обозначений, штрихов, динамических оттенков. Даже при чтении музыкального произведения с листа, впервые, исполнение должно быть эмоционально наполненным, технически совершенным. Тем самым, обучающийся формирует ответственное отношение к исполнительскому процессу, готовит себя к различным ситуациям в дальнейшей профессиональной деятельности. Именно поэтому и предлагается начинать освоение процесса чтения с листа с простейших упражнений.
После аудиторного занятия обучающийся работает над дальнейшим развитием чтения с листа, планируя и контролируя процесс занятий в соответствии с рекомендациями, полученными от преподавателя. В целом рекомендации по данной самостоятельной работе практически схожи с рекомендациями к самостоятельной работе по развитию и закреплению знаний, умений, навыков, полученных на аудиторных занятиях.
Ориентировочное время самостоятельной работы 30 минут в неделю. Задания для работы даются на каждом аудиторном занятии раз в неделю.
Контроль выполнения задания проводится на аудиторном занятии и контрольном уроке.
Роль преподавателя:
Роль обучающегося:
Критерии оценивания:
Изучение иностранных музыкальных терминов, текстовых обозначений.
Знание и грамотное использование специальной терминологии является неотъемлемой профессиональной компетенцией молодого специалиста, музыканта-преподавателя. Изучение нотного материала, подготовка музыкального произведения к концертному исполнению невозможно без тщательного разбора нотного текста. Не владея или игнорируя дополнительные обозначения, приведённые в нотном тексте, исполнитель не сможет в полной мере донести до слушателя художественный замысел композитора. Стоит ли в таком случае вообще браться за исполнение музыки? И наоборот: пытаясь предельно точно выполнить все указания, дающиеся в текстовых обозначениях, исполнитель посредством нот передаёт мысли и чувства композитора.
Поскольку очень сложно выучить все иностранные языки, на которых приводятся текстовые обозначения и другие музыкальные термины (не всегда это итальянский язык), рекомендуем при работе над любым музыкальным произведением овладевать теми терминами и обозначениями, которые в нём встречаются. При самостоятельной работе с пьесой пользуйтесь словарём. Заведите себе блокнот, тетрадь, папку в компьютере и вносите туда все новые слова с объяснением их значения и со временем у вас просто не останется «незнакомых слов», а значит, вы сможете полноценно и без потерь воплощать в звучании инструмента замысел композитора.
Время для выполнения работы не регламентируется. Изучение иностранных терминов, текстовых обозначений является повседневной задачей музыканта, требуя к себе особого внимания.
Контроль выполнения работы проводится на аудиторных занятиях, контрольном уроке и на технических зачётах.
Роль преподавателя:
Роль обучающегося:
Критерии оценки:
Изучение дополнительной литературы по теме.
Важно уделять внимание и теоретической подготовке: истории возникновения и развития инструмента, области применения, технических возможностях. Данный раздел рассматривает такие понятия как история возникновения инструмента, его предназначение, история развития репертуара данного инструмента, характерные произведения, созданные для данного инструмента, переложения произведений, написанных для других инструментов.
Ориентировочное время самостоятельной работы – 30 минут в неделю. Задания для самостоятельной работы даются на каждом аудиторном занятии (еженедельно).
Контроль выполнения самостоятельной работы проводится на аудиторных занятиях и контрольном уроке.
Роль преподавателя:
Роль обучающегося:
Критерии оценки:
Все права защищены. © УУИиК | Официальный сайт Учалинского Училища Искусств и Культуры. Размещение в других источниках разрешается только по договоренности с УУИиК. 2020 г.