Обычная версия сайта
Версия сайта для слабовидящих
Учалинский колледж искусств и культуры
им.С.Низаметдинова
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Республики Башкортостан
Образовательная система Башкирии в годы Великой Отечественной войны
2020-05-08

Великая  Отечественная  война  стала  серьёзным  испытанием для народного образования Башкирской АССР. Сократилось количество учебных заведений, наблюдалась  острая  нехватка   квалифицированных  педагогических  кадров, затруднялось осуществление намеченного ранее правительственного курса на всеобщее обязательное начальное обучение. В этих условиях требовалось не только сохранить сеть общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, не лишать детей возможности учиться, но и перестроить всю образовательную систему в соответствии с требованиями военного времени. Как фронту, так и тылу требовались грамотные, хорошо подготовленные специалисты. Обязательное военное обучение должны были пройти граждане мужского пола от 15 до 50 лет. Всего за годы Великой Отечественной войны в системе Всевобуча Башкирской АССР было подготовлено 194659 бойцов-специалистов, которые привлекались в действующую армию.

Башкирия  с  самого  начала  войны  стала  одним из центров эвакуации промышленных предприятий, воинских госпиталей, гражданских учреждений и населения из оккупированных гитлеровскими войсками территорий страны. В республике было размещено более 170 промышленных предприятий. В 1941-1942 годах только в Уфу прибыло 104 тысячи эвакуированных граждан. Потребовались огромные усилия для обеспечения людей жильём, работой и, соответственно, детей – школой. Между тем многие здания учебных заведений занимались под госпитали, казармы и призывные пункты. В школах стали размещаться и гражданские ведомства, иногда даже жилые помещения. Значительное количество подростков, как известно, работало на производстве, заменив у заводских станков, ушедших на фронт отцов и старших братьев.

Тяжёлые испытания легли на общеобразовательную школу. Несмотря на острую нехватку школьных помещений, партийные и государственные органы старались сохранить контингент учащихся, обеспечить осуществление всеобщего обучения. Предпринимались самые различные меры для продолжения нормального функционирования учебно-воспитательного процесса. По каждому случаю непосещения школы ребёнком исполнительные органы на местах обязывались принимать необходимые меры. Усиливалась ответственность руководителей отделов народного образования и директоров школ. Суровые условия времени вынуждали принимать гибкие меры по организации учебно-воспитательного

процесса. Во многих школах занятия велись в несколько смен, широко практиковались обучение на дому, индивидуальные консультации, заочные формы учёбы, выезды учителей в отдалённые от школ населённые пункты. Многие старшеклассники, особенно в крупных городах, были вынуждены совмещать учёбу с работой на оборонных предприятиях. Дети выдерживали колоссальную нагрузку, рано взрослели и понимали степень своей ответственности. Содержание обучения было продиктовано требованиями военного времени. Совершенствовалась военная и физическая подготовка учащихся. В учебных дисциплинах преобладали военно-прикладные аспекты, учащимся прививали патриотические чувства.

С самого начала войны ощущалась острая нехватка педагогических кадров. Многие учителя школ, преподаватели вузов и средних специальных учебных заведений были мобилизованы или добровольно ушли на фронт. Из оставшихся учителей значительная часть выдвигалась на выборную партийную и советскую работу, в Политотделы МТС. Часть педагогов трудилась на оборонных предприятиях, в госпиталях. Многие учителя- мужчины направлялись в трудовые армии. Несмотря на сложности военного времени, в республике в целом удалось сохранить сеть педагогических вузов и училищ. За годы войны все педагогические вузы республики выпустили 731 дипломированного специалиста для школ. Если же взять в совокупности всех выпускников педвузов и педучилищ, подготовленных за годы войны, их количество превышало 3 тысячи. В сферу образования республики также было вовлечено более 2 тысяч эвакуированных учителей. В целях удовлетворения потребности в педагогических кадрах открывались краткосрочные курсы.

Важную роль в подготовке специалистов для самых различных отраслей народного хозяйства играли средние специальные учебные заведения. К началу войны в республике насчитывалось 58 техникумов и училищ, в том числе 13 педагогических, 6 сельскохозяйственных, 5 медицинских, авиационный, геологоразведочный, металлургический, кооперативный, финансовый и др. Несмотря на то, что в БАССР был эвакуирован ряд среднеспециальных учебных заведений из западных регионов страны, общая сеть ССУЗов резко сократилась. В 1941-1943 гг. в республике было закрыто 16 техникумов и училищ. При этом по мере прибытия предприятий новых отраслей открывались техникумы нового профиля. В Уфе начали работу машиностроительный, электротехнический, индустриально-педагогический и нефтяной техникумы. К концу войны в Башкирии насчитывалось 45 техникумов и училищ, значительная часть которых осуществляла подготовку специалистов для народного образования, промышленности и транспорта. В общей сложности средние специальные учебные заведения республики за годы войны выпустили около 6 тысяч специалистов.

В условиях военного времени перестраивалась и система высшего образования республики. К началу войны в Башкирской АССР насчитывалось семь институтов: педагогический, сельскохозяйственный, медицинский, институт иностранных языков в Уфе, а также три учительских института – в Уфе, Стерлитамаке и Бирске. В них обучались в общей сложности 3,3 тысячи студентов. В связи с размещением в республике эвакуированных вузов их количество выросло. С октября 1941 г. по август 1943 г. в учебных помещениях Башкирского медицинского института работал Первый Московский Ордена Ленина медицинский институт. В 1942 г. на базе эвакуированного из Рыбинска авиаинститута был создан Уфимский авиационный институт им. С. Орджоникидзе. В том же году в Уфу был эвакуирован Московский нефтяной институт им. И.Н. Губкина. Сначала он функционировал как Уфимский филиал Московского института, а с 1948 г. был образован полноценный самостоятельный вуз – Уфимский нефтяной институт. Будущие специалисты – выпускники последних двух вузов – были особенно востребованы в те годы в ключевых отраслях промышленного производства. В 1941-1943 гг. в Стерлитамаке размещался Московский библиотечный институт. На базе Бирского учительского института работал эвакуированный из Орла педагогический институт. В годы войны в республике дислоцировались Высшая военная академия имени К.Е. Ворошилова (Академия Генерального штаба), Военно-политическая академия имени В.И. Ленина, восемь военных училищ, многочисленные курсы по подготовке младших военных специалистов. Высшая военная академия имени К.Е. Ворошилова, имевшая оперативно-стратегический профиль, являлась главным военным учебным заведением страны, где готовили руководящий состав Вооружённых сил. Сюда поступали офицеры с соответствующим опытом работы в войсках и по рекомендациям военных советов, командующих округами, фронтами, а также партийных органов. Слушателями академии в годы войны в основном являлись фронтовики. В Уфе академия находилась ровно год, в ноябре 1942 г. она была вновь возвращена в Москву. Размещение в Башкирской АССР двух основных военных академий Вооружённых сил в трудное для страны время даёт основание считать, что ГКО высоко оценивал возможности республики, рассчитывал на поддержку и помощь со стороны населения, партийных и советских органов края. В целом высшие учебные заведения республики в годы войны внесли серьёзную лепту в процесс подготовки квалифицированных специалистов в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, просвещения и здравоохранения. 2,2 тысячи выпускников республиканских вузов было подготовлено за этот период.

Учителя республики внесли достойный вклад в борьбу с противником, проявляя героизм, отвагу и самопожертвование. 103 учителя из Башкирской АССР были удостоены орденов и медалей СССР, 33 педагогам были присвоены звания Заслуженного учителя РСФСР и БАССР. Из 247 Героев Советского Союза, уроженцев Башкирии, – 15 учителей общеобразовательных школ.  Образовательная система нашей республики в годы Великой Отечественной войны служила, главным образом, интересам обороны страны. Она была тесно вплетена в систему военно-мобилизационной работы, отвечала потребностям развёртывания оборонной промышленности, способствовала воспитанию патриотических чувств и настроений не только среди молодёжи, но и населения в целом. Все звенья и компоненты сферы просвещения, а главное – люди, работавшие в ней, достойно сумели выдержать суровые испытания и внесли свою значительную лепту в общее дело Великой Победы.

Øêîëà ïðîäîëæàåò ðàáîòàòü â ñóðîâûå ãîäû

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Ссылки

  • http://edu.ru
  • http://kulturarb.ru
  • http://mkrf.ru
  • http://www.irorb.ru
  • http://минобрнауки.рф
  • Госуслуги
  • Министерство культуры Республики Башкортостан
  • Министерство образования и науки Республики Башкортостан
  • Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
  • Образовательная платформа Юрайт
  • Проект Пушкинская карта
  • РУМЦ РБ
  • ФГИС Моя школа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан

Яндекс.Метрика

 

БУДЬТЕ С НАМИ -

Все права защищены. © УУИиК | Официальный сайт Учалинского Училища Искусств и Культуры. Размещение в других источниках разрешается только по договоренности с УУИиК. 2020 г.

Архив новостей

  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021