Обычная версия сайта
Версия сайта для слабовидящих
Учалинский колледж искусств и культуры
им.С.Низаметдинова
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Республики Башкортостан
24. Шуман Любовь поэта
2016-10-14

Большое место в творчестве Шумана занимает вокальная музыка. Шуман написал более 200 песен, и почти все они были созданы за один год – год женитьбы на Кларе Вик. Вокальное творчество Шумана развивает традиции Шуберта. У них есть общие моменты, но есть и отличия. Общее:

  1. Лиризм песен.
  2. Связь с народными истоками.
  3. Форма песен часто куплетная, 3-хчастная.
  4. Большая роль фортепианной партии, есть вступления и заключения.
  5. Создает вокальные циклы: «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Бедный Петер».

В то же время вокальное творчество Шумана отличается от Шуберта. В песнях Шумана иное соотношение текста и музыки. Он стремится передать не только общее настроение стиха, но и детали текста, поэтому его вокальная партия декламационного склада. Шуман пишет на стихи различных поэтов: Гете, Гейне, Байрон, Бернс, Рюккерт, Шамиссо, Кернер, Эйхендорф и других. Большую роль в песнях играет фортепианная партия, очень выразительная, развитая, она углубляет содержание песен, иногда передает подтекст. Вступления и заключения часто развернуты. Порой партия фортепиано воспринимается, как фортепианная миниатюра.

Цикл «Любовь поэта» написан на стихи Гейне. Цикл стихов Гейне автобиографичен, создан по поводу неудачной любви поэта к двоюродной сестре. Стихотворения различны по содержанию и характеру. Кроме любовной лирики есть бытовые зарисовки, ирония над собственными переживаниями. Шуман выбирает лишь 16 стихотворений, в которых чувство любви выражено глубоко и серьезно. Цикл Шумана воспевает любовь, как чувство, целиком и полностью заполняющее героя, вдохновляющее его на творчество. Для героя любовь и творчество взаимосвязаны, слиты в единое целое. Без любви нет для него творчества, искусства, а без искусства нет жизни (так как жизнь теряет смысл). В отличие от циклов Шуберта здесь нет ясного, постепенно развивающегося сюжета. В этом цикле показан рост, развитие чувств героя.

По содержанию песни разнообразны. На протяжении цикла постепенно меняется их настроение. Первая группа песен — №1-3. Они полны ожидания любви, нежности, счастья.

№1 «В сияньи теплых, майских дней» — это песня о первом пробудившемся чувстве, мягкая, напевно-декламационная, неторопливая, в средней динамике. Мелодия звучит на фоне нежных волнообразных фигураций.

№2 «Цветов венок душистый» — тоже неторопливая, созерцательная, звучит на пиано. Вокальная партия декламационная, характерны многократные повторения одного звука, его опевание. В сопровождении сдержанная аккордовая фактура.

№3 «И розы, и лилии» — после поэтической мечтательности предыдущих песен впервые прорываются радость, восторг. Здесь быстрый темп, ощущается танцевальность, активная, стремительная фортепианная партия.

Следующая группа песен — №4-7. В них появляется чувство неосознанной тревоги, печали.

№4 «Встречаю взор очей твоих» — сдержанная, просветленная, в медленном темпе, звучит, как монолог, на фоне скупого сопровождения. В момент кульминации появляется уменьшенный септаккорд, его звучание вносит напряжение.

№5 «В цветах белоснежных лилий» — звучит печально, тихо, трепетно. Вокальная партия гибкая, скользящая на фоне струящихся фигураций фортепианной партии.

№6 «Над Рейна светлым простором» — выделяется масштабами, величавым, суровым характером. Песня звучит как размеренное, строгое повествование, но и здесь слышатся скрытые печаль и скорбь. №7 «Я не сержусь» — это лирическая скорбная кульминация цикла. Из песни становится ясно, что предчувствия не обманули героя, любимая его разлюбила. Песня отличается благородством чувств, полна скорби и любви. Вокальная мелодия, в отличие от других песен цикла, захватывает большой диапазон, что придает напряженность звучанию.

Следующие песни раскрывают различные оттенки страданий и мук героя. №8 «О, если б цветы угадали» — смятение, №10 «Слышу ли песни звуки» — скорбь, №11 «Ее он страстно любит» — горькую иронию. Интересна песня №9 «Напевом скрипка чарует». Она двупланова. Один план рисует вокальная партия – в ней передаются чувства героя, его душевные страдания. Второй план изображает партия фортепиано – она рисует обстановку свадьбы любимой девушки героя, это вальс. На свадьбе присутствует и несчастный влюбленный.

Трагической кульминацией цикла является песня №13 «Во сне я горько плакал». В ней передается невыносимое душевное страдание, безутешность. Короткие, на интонациях стона, фразы вокальной партии звучат одиноко. Им скупо отвечают сдержанные аккорды сопровождения.

Завершает цикл песня №16 «Вы злые, злые песни». Она развернута, многозначна, передает разные чувства героя – горечь, нежность, печаль. В ней есть изображение скорбного шествия с гробом, в котором хоронят песни. Смысл этой песни: герой прощается с любовью, песнями, творчеством, хочет вычеркнуть все из своей памяти. Но неожиданно после окончания вокальной партии звучит большая постлюдия (заключение), просветленная, поэтичная. По характеру перекликается с первой песней. Постлюдия как бы говорит, что то, что пережито нельзя вычеркнуть из памяти, из сердца.

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Ссылки

  • http://edu.ru
  • http://kulturarb.ru
  • http://mkrf.ru
  • http://www.irorb.ru
  • http://минобрнауки.рф
  • Госуслуги
  • Министерство культуры Республики Башкортостан
  • Министерство образования и науки Республики Башкортостан
  • Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
  • Образовательная платформа Юрайт
  • Проект Пушкинская карта
  • РУМЦ РБ
  • ФГИС Моя школа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан

Яндекс.Метрика

 

БУДЬТЕ С НАМИ -

Все права защищены. © УУИиК | Официальный сайт Учалинского Училища Искусств и Культуры. Размещение в других источниках разрешается только по договоренности с УУИиК. 2020 г.

Архив новостей

  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021