Обычная версия сайта
Версия сайта для слабовидящих
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Республики Башкортостан
Учалинский колледж искусств и культуры
им.С.Низаметдинова
Учалинский колледж искусств и культуры
им.С.Низаметдинова
Рекомендации по организации самостоятельной работы по сольфеджио
2015-10-26

Самостоятельная тренировка слуха включает в себя следующие формы внеаудиторных занятий, которые могут проходить не только в рабочих условиях (с инструментом), но   и в любую свободную минуту в течение дня (с камертоном):

  1. слуховой анализ, интонирование отдельных элементов (ступеней, звукорядов, интервалов, аккордов и их последовательностей) и музыкальных фрагментов (конструктивных и авторских);
  2. чтение с листа музыкальных фрагментов;
  3. устные диктанты с проверкой на инструменте (интервальные и аккордовые последовательности, фрагменты мелодий и т.д.);
  4. самодиктанты — запись знакомых произведений (в одноголосии и фактуре) и т.д.

Результатом организованных каждодневных самостоятельных занятий студента станет сформированный профессиональный музыкальный слух. При этом самоконтроль на подобных занятиях позволит не только контролировать сам процесс, но и корректировать его, а высокий уровень самоконтроля позволит говорить уже о творческой личности будущего специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию.

Целесообразно равномерно распределять время на отработку тех или иных видов работы (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания). Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с упражнений на развитие музыкальной памяти (транспонирование, заучивание наизусть). Это объясняется тем, что в течение недели будет возможность потренироваться несколько раз.

Начинать занятия надо с настройки в тональности. Настроиться — это значит запомнить устойчивые звуки. Затем надо поработать над ступенями, поучить отдельно скачки с устойчивых на неустойчивые звуки и наоборот.

Отдельно следует работать над интонированием гамм, интервалов, аккордов в тональности, а затем от звука (вне тональности). Сложные интервальные и аккордовые последовательности нужно записать в тетрадь.

 

Рекомендации обучающимся.

 

Что нужно сделать еще в классе? Вот вы ещё находитесь на уроке, приближается его окончание. Что вы обязательно должны сделать, не выходя из класса?

1.Записать как можно подробнее домашнее задание в дневник. Не надейтесь на свою память – всё вылетает из головы, спустя всего 10 минут. Вам только кажется, что вы и так всё запомните!

2.Уточнить, какие учебники или книги вам потребуются. Это не всегда бывает нужно, но иногда актуально. Если у вас нет нужных книг дома, то после урока, не теряя времени и возможности заполучить экземпляр учебника, отправляйтесь в библиотеку.

3.Если задание не понятно, то немедленно попросите учителя объяснить задание лично вам. Не нужно стесняться этого вопроса. Да, ещё не нужно бояться спрашивать, главное говорите вежливо.

Какие бывают домашние задания по сольфеджио и как их нужно выполнять? Они бывают разные. Поделим их на несколько категорий:

  1. Пение номеров по нотам и выучивание их наизусть. Это основной вид упражнений, который задают почти к каждому уроку. Задачи тут простые: правильно дирижировать и петь нужные ноты в нужном ритме. Что отрабатывать? Ритм, если он сложный (триоли, пунктир, шестнадцатые). Интонацию, если встречаются сложные обороты (их не может не быть). Как работать над интонацией? Нужно определить тональность и ступени, которые участвуют в сложной интонации. Осознание их места в ладу должно направить в нужное русло и пение. Ещё полезно делать интонационный анализ. Это когда мы определяем направление движения мелодии (вверх, вниз, на месте), способ движения (плавно по ступеням, скачками, по хроматизму) или интервалы между отдельными звуками. Сложное место мы учим отдельно (прямо берём два-три звука и повторяем, пока не научимся петь их легко и естественно).

Чтобы пение было выразительным, нужно осознанно разделить весь поток звуков на мотивы, фразы и предложения. Почему? Да потому что любой номер из сборника сольфеджио представляет собой пример, взятый из музыкальной литературы. Это кусочек произведения, которое поют или играют. Деление фрагмента на смысловые части нужно чувствовать. Чем-то может помочь в этом деле текст, если он есть. Границы фраз музыкальных совпадают с границами фраз стихотворных.

Чтобы разучить мелодию надо:

1.Определить тональность, количество фраз, размер.

2.Простучать ритм или проговорить нотами (сольмизировать) с дирижированием.

3.Настроиться в тональности и спеть мелодию по фразам.

  1. Нельзя сразу играть мелодию, нельзя подыгрывать себе во время пения. Если ошиблись, вспомните или сыграйте тоническое трезвучие и постарайтесь самостоятельно найти нужную ступень или мелодический оборот.
  2. Все время смотрите вперед, следуя за линией движения звуков в мелодии. Не забывайте слушать себя, это поможет почувствовать выразительность мелодии и её развитие.
  3. Трудные места поучите отдельно несколько раз.
  4. Разучиваемую мелодию надо повторить несколько раз (минимум 3 раза).

Чтобы разучить 2-х-З-х-голосный пример надо:

  1. Проиграть на фортепиано сопровождающие голоса с пульсацией или дирижированием.
  2. Разучите сольфеджируемый голос отдельно с пульсом или дирижированием.
  3. Пойте и играйте одновременно все голоса, слушая исполняемый голос.
  4. Трудные места заучивайте отдельно, весь пример исполняйте несколько раз.
  5. Построение гамм, интервалов, аккордов в тональности и от звука. Это тоже тип работ, который задают часто. Обычное задание предполагает, что всё это нужно построить в нотной тетрадочке письменно, а потом ещё и петь голосом или играть. Эти задания почему-то вызывают наибольший страх, так как связаны с теорией музыки. Да, связаны, ну и что тут такого? Вам никогда не зададут того, что вы не прошли на уроке. Поэтому, чтобы сделать такое домашнее задание, загляните в свои тетрадочки – с правилами и с классными работами. Возможно, у вас там есть примеры? Наверняка они будут. Просто повторяйте то, что делали в классе. А если нет? Тогда нужно просто найти нужный теоретический материал и обязательно в нём разобраться. И не нужно переживать, что не получится или что потратите много времени. Получится, и время потраченное себя окупит с лихвой.
    3. Творческие задания. Тут задания могут быть самыми разными. Это сочинение музыки, песен, стихов, подбор аккомпанемента и подбор второго голоса. Что сказать? Творческие задания потому и называются творческими, что в них вам надо как-то проявить самого себя. Не стесняйтесь сочинять музыку так, как Бог на душу положит. Вас ведь этому не учили? Единственная проблема – всё, что вы сочините, вы должны записать нотами, поэтому особо сложных и длинных сочинений к уроку не готовьте – пускай будут маленькие и лёгкие.

Пугаться такого задания не нужно – нужно выполнить его просто и корректно. Сочинить лучше всего или песенку, или маленькую пьесу для того инструмента, на котором играем.

Сочиняем песенку на слова стихотворения.

Проще всего сочинить песенку. Для неё мы или сами сочиняем слова (небольшой стишок на 4 или на 8 строчек), или берём любое готовое стихотворение.

  1. Стихотворение делим на фразы, прям как оно идёт по строчкам или по половинке строчки. Одна фраза или строчка стихотворения равна одной музыкальной фразе.
  2. Теперь всё это оформляем музыкально. Выбираем любую мажорную тональность, если содержание песенки весёлое и светлое (например, до мажор или ре мажор), или какую-нибудь минорную тональность, если стихотворение грустное (например, ре минор, ми минор). Ставим ключевые знаки.
  3. Дальше выбираем размер (2/4, 3/4 или 4/4). Сразу можно наметить такты – по четыре такта на одной нотной строчке. А ещё, исходя из характера текста, можно также сразу придумать темп – медленная это будет песенка или быстрая, бодрая.
  4. Когда мы определились с такими простыми вещами, как лад, тональность, темп и размер, можно непосредственно переходить к придумыванию мелодии. И здесь нужно учитывать два основных момента – ритм мелодии и то, из каких по высоте звуков будет составлена мелодия. Варианты мелодического развития:

а) повторение одного и того же звука или даже музыкальной фразы;

б) движение вверх по ступеням гаммы;

в) движение вниз по ступеням гаммы;

г) движение вверх или вниз через одну ступеньку;

д) различные виды опеваний одной нотки соседними нотками;

е) скачки на любые интервалы (не зря же вы их проходили?).

Не обязательно придерживаться на протяжении всей песенки лишь одного приёма мелодического развития, нужно эти приёмы чередовать, комбинировать, смешивать между собой. А ещё нужно проследить за тем, чтобы мелодическое движение по своему направлению не было однородным (то есть только вниз или только вверх). Проще говоря, если в одном такте мелодия двигалась вверх (поступенно или скачком), то в следующем такте мы должны или удержать достигнутую высоту повторением на одной ноте, или пойти вниз или заполнить образовавшийся скачок.

  1. Какой нотой начать и закончить песню? В принципе начать можно с любой ноты, особенно если ваша музыка начинается с затакта. Главное чтобы первая нота принадлежала той тональности, которую вы изначально выбрали. И ещё, если первая нота не является одной из устойчивых ступеней (I-III-V), тогда нужно как можно скорее после неё поставить ноту, которая бы относилась к устойчивым. Мы ведь должны сразу показать, в какой тональности находимся. Ну и, конечно же, закончить песню мы должны на тонике – на первой, самой устойчивой, ступени нашей тональности – не забывайте об этом.
  2. Варианты ритмического развития. Здесь, чтобы всё получилось, как надо, просто внимательно прорабатываем наш текст: ставим ударения в каждом слове. Что это нам даст? Мы узнаем, какие слоги ударные, а какие безударные. Соответственно, мы должны стараться сочинять музыку так, чтобы ударные слоги приходились на сильные доли, а безударные – на слабые.

Кстати, если вы разбираетесь в стихотворных размерах, то без труда поймёте и логику музыкального ритма – иногда стихотворный размер может буквально совпадать с музыкальным именно по чередованию ударных и безударных слогов (долей). Итак, вот несколько вариантов ритмического рисунка для мелодии сочиняемой вами песенки (также как и мелодические приёмы их нужно комбинировать):

а) равномерное движение одних и тех же длительностей по одной на каждый слог текста;

б) распевы – по две или три ноты на один слог текста (распеваются чаще концы фраз, иногда также и начала фраз);

в)более протяжённые длительности на ударных слогах и мелкие длительности на безударных слогах;

г)затакт, когда стихотворение начинается с безударного слога;

д)ритмическое растягивание фраз к концу (замедление движения в конце фраз);

е) использование по необходимости пунктирного ритма, триолей или синкоп.

  1. Какой результат может получиться? Ну, конечно же, никто не ждёт от учащихся каких-то шедевров – всё должно быть довольно просто, но со вкусом. Тем более, что это ваш первый композиторский опыт. Пусть это будет совсем маленькая песенка – на 8-16 тактов (2-4 нотные строчки). Вот, например, что-то наподобие такого:

 

Мелодию, которую вы сочинили, нужно красиво переписать на отдельный листочек. Всё! Лучшего и не надо! Пятёрка по сольфеджио вам обеспечена. Ну а если непременно хочется достичь уровня «высшего пилотажа», тогда к своей песенке нужно подобрать простой аккомпанемент на фортепиано, аккордеоне, гитаре или на другом инструменте.

КАКУЮ ЕЩЁ МУЗЫКУ МОЖНО СОЧИНИТЬ? Да, не обязательно сочинять песенку. Можно написать и инструментальную пьесу. Как это сделать?

а) Всё начинается с задумки, с идеи, с выбора темы, придумывания названия, а не наоборот – сначала сочинили, а потом думаем, как эту ерунду назвать. Тема может быть связана, например, с природой, животными, сказками, книгами, которые вы прочитали, игрушками и т.д. Названия могут быть, к примеру, такими: «Дождик», «Солнечный свет», «Мишка и птичка», «Ручеёк бежит», «Птички поют», «Добрая Фея», «Храбрый солдат», «Смелый рыцарь», «Жужжание пчёл», «Страшная сказка» и т.д. Здесь вам придётся подойти к решению поставленных задач творчески. Если в вашей пьесе есть персонаж, то вы должны определиться с тем, как вы его собираетесь представить – кто он? как выглядит? что делает? что и кому говорит? какой у него голос, характер? какие повадки? Ответы на эти и другие вопросы, которые вы сами себе зададите, нужно воплотить в музыке!

б) Если ваша пьеса посвящена какому-нибудь явлению природы, то в вашем распоряжении – средства музыкальной живописи, изобразительности: это и регистры (высоко и звонко или низко и гулко?), и характер движения (размеренно, как дождик, или бурно, как поток ручья, или завораживающе и медленно, как восход солнца?), и динамика (тихие трели соловья или оглушающий грохот грозы?), и гармонические краски (нежные пасторальные консонансы или острые, жёсткие и неожиданные диссонансы?) и т.д.

в) В сочинении инструментальной музыки возможен и другой подход. Это когда вы обращаетесь не к каким-то конкретным образам, а к довольно известным жанрам танца. Например, вы можете написать «Маленький вальс», «Марш» или «Детскую польку». Выбирайте, что хотите! В этом случае вам нужно будет учитывать особенности выбранного жанра (их можно посмотреть в энциклопедии). Желаем вам творческих успехов!

 

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Ссылки

  • http://edu.ru
  • http://kulturarb.ru
  • http://mkrf.ru
  • http://muzkult.ru
  • http://rumcrb.ucoz.ru
  • http://ufaart.ru/
  • http://www.irorb.ru
  • http://www.leading-culture.ru/reestr.php?uid=43
  • http://www.morb.ru
  • http://минобрнауки.рф
  • https://culture.bashkortostan.ru
  • Год добровольца (волонтёра) в Российской Федерации
  • Год семьи в Республике Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан

Яндекс.Метрика

 

БУДЬТЕ С НАМИ - RSS 2.0" >

Все права защищены. © УУИиК | Официальный сайт Учалинского Училища Искусств и Культуры. Размещение в других источниках разрешается только по договоренности с УУИиК. 2012 г.