Обычная версия сайта
Версия сайта для слабовидящих
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Республики Башкортостан
Учалинский колледж искусств и культуры
им.С.Низаметдинова
Учалинский колледж искусств и культуры
им.С.Низаметдинова
Образ Салавата Юлаева в искусстве
2020-06-16

Образ Салавата Юлаева в искусстве

Уже более двух с половиной веков башкирский народ помнит своего батыра и поэта, сочиняет о нем стихи, поет песни, старается запечатлеть его образ в картинах и кинематографе.

Образ национального героя в литературе

Писатели и поэты разных народов – башкир, русских, татар, чувашей, мари обращаются к образу Салавата Юлаева. Первым в истории, за исключением народных сказителей, о башкирском батыре заговорил А. С. Пушкин. Во время своей поездки в 1833 году по Оренбургскому краю для сбора материала о пугачевском восстании он интересовался и сведениями о Салавате. В своей книге «История Пугачева» он несколько раз упоминает Салавата, называя его «свирепым». После А.С. Пушкина к образу Салавата Юлаева обратился русский писатель и краевед Р.Г. Игнатьев, он очень долго изучал материалы о Салавате в архивах, собирал фольклорный материал о герое. Его книга «Башкир Салават Юлаев – пугачевский бригадир, певец и импровизатор» была издана лишь в 1894 году после смерти автора.

 В те же годы образ Салавата Юлаева создан другим русским писателем Ф. Д. Нефедовым. Он неоднократно бывал в Башкортостане, им записаны и опубликованы десятки башкирских легенд и преданий, очерков. Одной из лучших книг Ф.Д. Нефедова является «Движение среди башкир перед Пугачевским бунтом. Салават, башкирский батыр» (1880). В ней он с любовью пишет о красоте природы Башкортостана, о широких степях и восхитительных долинах, дремучих лесах и из края в край тянущихся горах, переполненных зверями и птицами.

После революции 1917 года одним из первых к образу Салавата обратился Шайхзада Бабич. Его одноименное стихотворение написано в стиле народных песен о Салавате с использованием народно – поэтических эпитетов, сравнений, образов: https://nashi-stihi.ru/salauat-batyr-2/.

Одним из лучших стихотворений о Салавате является произведение Назара Наджми «Два всадника»: http://www.hrono.ru/text/2004/mol05_04.html (по данной ссылке встречается ещё несколько стихотворений о Салавате Юлаеве).

Роман Степана Злобина «Салават Юлаев» – один из лучших исторических романов в русской и башкирской литературе. Именно  он решил написать научный труд о башкирских восстаниях, о Салавате Юлаеве. Собрал очень большой архивный и фольклорный материал. Вначале он задумал писать поэму о Салавате, однако требовательный к себе С. Злобин отказался от этой мысли. Ему хотелось рассказать о Салавате Юлаеве тысячам людей, и для этого он остановился на жанре романа: https://www.litmir.me/br/?b=30737HYPERLINK «https://www.litmir.me/br/?b=30737&p=1″&HYPERLINK «https://www.litmir.me/br/?b=30737&p=1″p=1

В 1975 году трагедию о Салавате создал Мустай Карим. Эта пьеса – совершенно новое явление в нашей драматургии. Писатель дал своей пьесе подзаголовок «Семь сновидений сквозь явь». В ней постоянно перемежаются сон и действительность. Мустай Карим в своей пьесе поднял проблему ответственности человека перед народом. Салават постоянно размышляет: был ли он прав, подняв свой народ на борьбу против царизма, рабства. Его мучает совесть за пролитую кровь, за загубленные жизни. На вопрос Салавата: «Зачем же восстал, если не верил в победу?» – отец отвечает: «Так совесть приказала!».

По этой теме можно посмотреть виртуальную книжную выставку: https://youtu.be/llAaGQaU5r0.

Музыкальная культура и образ Салавата Юлаева

После ареста и ссылки Салавата Юлаева в Рогервик башкирам запрещалось давать своим детям его имя, петь о нем песни. А певцов, кураистов, исполнявших песни о Салавате, наказывали. Но, несмотря на запреты властей, башкиры слагали песни и предания о своем герое. В них народ создал бессмертный образ народного батыра и певца – сэсэна.

Народная песня «Салават»: https://www.litmir.me/br/?b=30737HYPERLINK «https://www.litmir.me/br/?b=30737&p=1″&HYPERLINK «https://www.litmir.me/br/?b=30737&p=1″p=1

         Кроме народных песен образ национального героя воплощается и в профессиональной башкирской музыке. Выдающуюся роль в ее развитии и формировании ее национальных музыкальных традиций сыграл Загир Исмагилов. Сочинение Б. Бикбая привлекло внимание композитора. «Я рукоплескал этой книге, так как нашел в ней то, что волновало меня. Там были и мои мысли, и мои чувства», – вспоминает З. Исмагилов. Окрыленный удачной находкой, он был уверен, что напишет оперу, о создании которой давно мечтал. Узнав о замысле композитора, Б. Бикбай согласился написать либретто. Над этим произведением композитор работал долго и упорно. Изучал эпоху Пугачевского восстания, собирал музыкальный материал, раздумывал о характерах своих будущих персонажей. В июне 1954 года новая опера «Салават Юлаев» была представлена на суд государственной экзаменационной комиссии. Она стала дипломной работой молодого композитора. Премьера оперы 15 апреля 1955 года стала крупным событием в музыкальной жизни республики. Это произведение открыло новый, зрелый этап в развитии башкирской музыки, а его успешный показ на декаде башкирского искусства в Москве, на сцене Большого театра, выдвинул Исмагилова в ряды видных советских композиторов.

Опера «Салават Юлаев» в постановке Башкирского театр оперы и балета (2016):

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5365375934965901725HYPERLINK «https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5365375934965901725&parent-reqid=1591854387363176-309560879365811331800641-production-app-host-sas-web-yp-121&path=wizard&text=смотреть+оперу+салават+юлаев»&HYPERLINK «https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5365375934965901725&parent-reqid=1591854387363176-309560879365811331800641-production-app-host-sas-web-yp-121&path=wizard&text=смотреть+оперу+салават+юлаев»parent-reqid=1591854387363176-309560879365811331800641-production-app-host-sas-web-yp-121HYPERLINK «https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5365375934965901725&parent-reqid=1591854387363176-309560879365811331800641-production-app-host-sas-web-yp-121&path=wizard&text=смотреть+оперу+салават+юлаев»&HYPERLINK «https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5365375934965901725&parent-reqid=1591854387363176-309560879365811331800641-production-app-host-sas-web-yp-121&path=wizard&text=смотреть+оперу+салават+юлаев»path=wizardHYPERLINK «https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5365375934965901725&parent-reqid=1591854387363176-309560879365811331800641-production-app-host-sas-web-yp-121&path=wizard&text=смотреть+оперу+салават+юлаев»&HYPERLINK «https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5365375934965901725&parent-reqid=1591854387363176-309560879365811331800641-production-app-host-sas-web-yp-121&path=wizard&text=смотреть+оперу+салават+юлаев»text=смотреть+оперу+салават+юлаев.

Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре Башкортостана

К этому образу еще в 30-е годы прошлого столетия обратился художник Анатолий Лежнев. Он создал цикл картин, посвященных национально- освободительной борьбе, положив тем самым начало развитию нового, исторического жанра в живописи Башкортостана. Размах этой борьбы, силу башкирского народа художник правдиво и убедительно показал в полотнах «Штурм Уфы пугачевцами» (1928), «Бой Салавата с авангардом Михельсона», «Казнь Чики Зарубина» (1930-е годы). Но лучшим из этого ряда произведений считается мужественное и трагическое полотно «Поимка Салавата» (1930), где драматизм и сложность национальной истории показаны через судьбу одного героя, пытающегося уйти от преследующих его врагов.

         События, как известно, происходили недалеко от деревни Мендяшево Шайтан-Кудейской волости. Образ Салавата полон здесь огромной внутренней силы, моральной стойкости и за этой силой незримо, но ясно видится несокрушимая стойкость и сила всего народа.

Память народа о своем герое отразилась и в послевоенном творчестве художников Башкортостана. В 1955 году была написана картина Алексея Александровича Кузнецова «Допрос Салавата» – одна из лучших во всей башкирской живописи.

         Сюжет произведения был подсказан художнику самой жизнью, памятью о том, что допросы Салавата проводились в Уфе, в Троицкой церкви, которая стояла на месте нынешнего Монумента Дружбы. Основу композиции составляет резкое противопоставление двух непримиримых сил. Для образа героя в картине «Допрос Салавата» художнику позировал молодой живописец Амир Султанович Арсланов. В процессе работы у него родился собственный замысел произведения на эту тему. В результате в 1959 году им была написана парадная композиция «Салават Юлаев», где народный герой изображён на белом коне, на фоне каменистого пейзажа. Суровый дух уральской природы удачно оттеняет здесь мужество, силу и бесстрашие героя, чертам лица которого художник придал сходство с лицом собственным.

Много раз, начиная с 1945 года, обращалась к славному образу и скульптор Тамара Павловна Нечаева. Она воплощала его в бронзе, в гипсе, в фарфоре и каждый раз раскрывала всё новые и новые черты. Именно Нечаева создала в 1952 году первый в республике бронзовый памятник – бюст Салавату. Он установлен под открытым небом в его родных местах – Салаватском районе. Крупные черты лица, гордая посадка приподнятой головы, её чёткий, ясный силуэт – всё это создаёт впечатление весомости, монументальности, говорит о стойкости и твердости духа изображенного человека.

Событием в культурной жизни Башкортостана стало открытие в 1967 году в Уфе памятника Салавату Юлаеву, выполненного скульптором из Северной Осетии Сосланбеком Дафаевичем Тавасиевым, воспитанником Петербургской академии художеств. Замысел этой работы возник у него во время пребывания в Башкортостане в 1941 – 1946 годах. Двадцать последовавших за этим лет прошли в напряженной работе. В результате было создано произведение глубокое и сильное по своему воздействию, понятное и нужное народу Башкортостана, ставшее украшением нашей столицы.

Монумент, созданный Тавасиевым. Прославляет нашу республику, силу и мужество ее народа, в символ которого он превратился. Художник очень верно оценил значение Салавата для Башкортостана и в то же время создал произведение достойное того, чтобы им восхищались и другие нации.

Также образ Салавата Юлаева получил свое воплощение и в кинематографе. В 1940 году режиссером Я. Протазановым был создан художественный фильм о боевых походах Салавата Юлаева, где роль Салавата исполнил Арслан Мубаряков: https://youtu.be/tIP4GtvD0IE.

Образ Салавата Юлаева будет образом вечным. К нему обратится еще не одно поколение поэтов, драматургов, композиторов, художников, скульпторов и режиссеров. Салават Юлаев – это символ героизма, мудрости, духовной мощи, мужественности для башкирского народа, и для всей Республики Башкортостан.

 

 

 

Calendar

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Ссылки

  • 2020 год — ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ
  • http://edu.ru
  • http://kulturarb.ru
  • http://mkrf.ru
  • http://rumcrb.ucoz.ru
  • http://www.irorb.ru
  • http://www.leading-culture.ru/reestr.php?uid=43
  • http://www.morb.ru
  • http://минобрнауки.рф
  • https://culture.bashkortostan.ru
  • VI Всемирная фольклориада- 2020
  • Год памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы
  • Года памяти и славы
  • Единый портал Республики Башкортостан в сфере бизнеса и инвестиций
  • Культура.РФ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан

Яндекс.Метрика

 

БУДЬТЕ С НАМИ -

Все права защищены. © УУИиК | Официальный сайт Учалинского Училища Искусств и Культуры. Размещение в других источниках разрешается только по договоренности с УУИиК. 2020 г.