Обычная версия сайта
Версия сайта для слабовидящих
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Республики Башкортостан
Учалинский колледж искусств и культуры
им.С.Низаметдинова
Учалинский колледж искусств и культуры
им.С.Низаметдинова
Интегрированный  урок «Музыкальная культура и изобразительное искусство Башкортостана  в 1950-80 годы»
2019-03-14

14 марта прошел интегрированный  урок «Музыкальная культура и изобразительное искусство Башкортостана  в 1950-80 годы» с обучающимися II курса всех отделений, преподавателей Айбатовой Г.Т. и Ворониной Е.В. Данное мероприятие — часть цикла открытых уроков, посвященных 100-летию образования БАССР.

Первая часть урока посвящена музыкальной культуре Башкортостана. Этот период характеризуется развитием композиторского и исполнительского творчества, рождением новых музыкальных традиций, художественных союзов, усилением музыкального образования и просветительства.

В 1960-е – начале 1970-х годов музыкальные училища открываются в Салавате, Октябрьском, Давлеканово, Учалах. В 1968 году открыт Уфимский государственный институт искусств с музыкальным, театральным и художественным факультетами. Возглавил институт З.Г.Исмагилов. В 1972 году по его инициативе при УГИИ создается Средняя специальная школа-интернат для одаренных детей. Педагогическую работу преподаватели успешно совмещали с исполнительской, научной и просветительской деятельностью.

Происходит формирование национальной композиторской школы: К.Рахимов, Х.Ахметов, З.Исмагилов, Р.Муртазин, Н.Сабитов, Х.Заимов, Р.Сальманов, Ш.Ибрагимов и др. В пленумах СК БАССР нередко принимали участие видные деятели культуры России, композиторы из других республик СССР. В 1964 году в Уфе состоялся выездной секретариат СК РСФСР во главе с Д.Шостаковичем.

В 1950-е – 1960-е годы по своему художественному уровню выделяется балетная и оперная труппы. Многогранной была деятельность Башкирской государственной филармонии. Крупными достижениями башкирского музыковедения стали стали исследования, посвященные народной музыке: Л.Лебединский «Башкирские народные песни», Х.Ахметов «Башкирские протяжные песни», Л.Атанова «Собиратели и исследователи музыкального творчества башкирского народа», Н.Губайдуллин «История башкирской музыки».

1960-е годы дали бурный толчок художественной самодеятельности. Открываются балетные и музыкальные студии, хоровые и танцевальные коллективы, оркестры и ансамбли, университеты культуры. Особой страницей народного творчества стала авторская песня. Еще одним видом молодежной музыки явились самодеятельные ВИА, которые создавались во многих организациях, учебных заведениях, клубах. Затем ВИА уступают место поп — и рок-группам. Одной из первых и наиболее интересных в Башкирии была группа «ДДТ» Ю.Шевчука.

Вторая часть урока была посвящена классическому этапу башкирской  живописи — послевоенные годы до середины 80-х. В годы  Великой Отечественной Войны на Урал были эвакуированы многие промышленные предприятия, научные и культурные организации. В общую жизнь республики также влился большой отряд технической, научной и творческой интеллигенции, что повлияло на все направления деятельности.

Семья осетинского скульптора С. Тавасиева была эвакуирована в башкирское село Стерлибашево. Затем они переехали в Уфу. В 1941-1942 годах Тавасиев был ответственным секретарем Уфимского городского отделения Союза художников. Наиболее известной работой Тавасиева является памятник Салавату Юлаеву в Уфе — самая крупная конная статуя в нашей стране и Европе. Так в 1967 году на высоком берегу реки Белой появился памятник национальному герою башкирского народа.

А центром подлинного искусства становится Художественный музей, созданный ещё в первые годы после революции, в Уфе, благодаря инициативе М. Нестерова. В 1954 году было присвоено его имя.

Искусство Башкирии закрепляется, как самобытная школа, одна из самых ярких периферийных школ Советского Союза. Искусство активно поддерживалось государством. Договоры с авторами, «заданность» тематики, развитие исторического сюжета, бытовой живописи, пейзажа.

Газеты, радио, ТВ были переполнены репортажами о жизни страны, пропагандировался трудовой подвиг. Главное место в изобразительном искусстве занял герой в частной и общественной жизни.

Возникает так называемый суровый стиль – когда задача художника заключалась в создании образа-типа, передающего основные черты общественного человека.

А. Лутфуллин,  Б. Домашников, Р. Нурмухаметов, — художники самого яркого этапа башкирской живописи. Их творчество – портреты, жанровые композиции, пейзажи — неразрывно связано с родным Башкортостаном, с прекрасными людьми республики. Каждый из них внес огромный вклад в развитие изобразительного искусства башкирского народа.

 Рассказ преподавателей сопровождался слушанием музыкальных фрагментов из произведений Х.Ахметова, Р.Муртазина, Ш.Ибрагимова, Н.Сабитова, пьесы З.Исмагилова «Романс» в исполнении Рыскуловой А. (II НИНР, концертмейстер Фаткуллина З.Т.), показом репродукций, слайдов. С небольшимии докладами о творчестве композиторов и художников выступили обучающиеся Курочкина А., Назаров В., Шамсутдинова З., Галиастанов В., Ягудина Д., Тимофеева Ю., Магазумов М., Калмурзина Л., Сагидуллина Д., Ихсанова Д., Жогин В..

Гузаль Айбатова, Елена Воронина

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Ссылки

  • 100-летие Народного поэта РБ Мустая Карима
  • 100-летие образования Республики
  • http://edu.ru
  • http://kulturarb.ru
  • http://mkrf.ru
  • http://rumcrb.ucoz.ru
  • http://ufaart.ru/
  • http://www.irorb.ru
  • http://www.leading-culture.ru/reestr.php?uid=43
  • http://www.morb.ru
  • http://минобрнауки.рф
  • https://culture.bashkortostan.ru
  • Год Театра в России
  • Культура.РФ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан

Яндекс.Метрика

 

БУДЬТЕ С НАМИ - RSS 2.0" >

Все права защищены. © УУИиК | Официальный сайт Учалинского Училища Искусств и Культуры. Размещение в других источниках разрешается только по договоренности с УУИиК. 2012 г.