Обычная версия сайта
Версия сайта для слабовидящих
Учалинский колледж искусств и культуры
им.С.Низаметдинова
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Республики Башкортостан
Рекомендации по организации работы с литературой
2015-10-26

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе выполнения самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, формулировать проблему и находить оптимальный путь ее решения.

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой. Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Методы работы с литературой:

  1. Составление плана.

План – краткая запись исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.

  1. Выписки — небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора.

  1. Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

  1. Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.
  2. Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.
  3. Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

 

Рекомендации по составлению конспекта.

 

Написание конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. Ценность конспекта значительно повышается, если обучающийся излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки кон­спектов преподавателем.

Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Роль преподавателя:

  • мотивировать подбором интересной темы;
  • консультирование при затруднениях.

Роль обучающегося:

  • прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • записывать только то, что хорошо уяснил;
  • выделять ключевые слова и понятия;
  • заменять сложные развёрнутые обороты текста более лаконичными;
  • разработать и применять свою систему условных сокращений.

Критерии оценки:

  • содержательность конспекта, соответствие плану;
  • отражение основных положений, результатов работы, выводов;
  • ясность, лаконичность изложения мыслей обучающегося;
  • наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • грамотность изложения;
  • конспект сдан в срок.

 

Рекомендации по составлению опорного конспекта.

 

Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание.

Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по созданию краткой информационной, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это лучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у обучающихся, которые столкнулись с большим объёмом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при её запоминании. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.

Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа ученика, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими обучающимися, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, ёмкий и универсальный по содержанию.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
  • консультировать при затруднениях;
  • периодически предоставлять возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.

Роль обучающихся:

  • изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • представить характеристику элементов в краткой форме;
  • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
  • оформить работу и предоставить в установленный срок.
    Критерии оценки:
  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • аккуратность и грамотность изложения;
  • работа сдана в срок.

 

Рекомендации по составлению глоссария.

 

Составление глоссария — это вид самостоятельной работы обучающихся, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы, развивает у обучающихся способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке. Ориентировочное время на подготовку глос­сария не менее чем из 20 слов – 1час.

Роль преподавателя:

  • определить тему, рекомендовать источник информации;
  • проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.

Роль обучающегося:

  • прочитать материал источника, выбрать главные терми­ны, непонятные слова;
  • подобрать и записать основные определения и расшифровку понятий;
  • критически осмыслить подобранные определения;
  • оформить и представить в установленный срок.
    Критерии оценки:
  • соответствие терминов теме;
  • многоаспектность интерпретации терминов и конкре­тизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;
  • соответствие оформления требованиям;
  • работа сдана в срок.

 

Рекомендации по составлению сводной (обобщающей) таблицы по теме.

 

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы обучающихся по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность обучающегося к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Крат­кость изложения информации характеризует способность к её свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создают­ся как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оцени­вается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объёма информации, сложности её структурирования и опреде­ляется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 час.

 

Роль преподавателя:

  • определить тему и цель;
  • осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.

Роль обучающихся:

  • изучить информацию по теме;
  • выбрать оптимальную форму таблицы;
  • информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
  • пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться
    к контролю по заданной теме.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • логичность структуры таблицы;
  • правильный отбор информации;
  • наличие обобщающего (систематизирующего, структури­рующего, сравнительного) характера изложения информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • работа сдана в срок.

 

Рекомендации по составлению схем, рисунков,

графиков, диаграмм, гистограмм.

 

Составление схем, рисунков, графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа отображения информации. Целью этой работы является развитие умения обучающегося выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем обучающимся как обязательные для подготовки к практическим занятиям.

Затраты времени на составление схем зависят от объёма информации и её сложности. Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1 час.

Роль преподавателя:

  • конкретизировать задание, уточнить цель;
  • проверить исполнение и оценить в контексте задания.

Роль обучающегося:

  • изучить информацию по теме;
  • создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму;
  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации.
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • аккуратность выполнения работы;
  • творческий подход к выполнению задания;
  • работа сдана в срок.

 

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Ссылки

  • http://edu.ru
  • http://kulturarb.ru
  • http://mkrf.ru
  • http://www.irorb.ru
  • http://минобрнауки.рф
  • Госуслуги
  • Министерство культуры Республики Башкортостан
  • Министерство образования и науки Республики Башкортостан
  • Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
  • Образовательная платформа Юрайт
  • Проект Пушкинская карта
  • РУМЦ РБ
  • ФГИС Моя школа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан

Яндекс.Метрика

 

БУДЬТЕ С НАМИ -

Все права защищены. © УУИиК | Официальный сайт Учалинского Училища Искусств и Культуры. Размещение в других источниках разрешается только по договоренности с УУИиК. 2020 г.

Архив новостей

  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019