Обычная версия сайта
Версия сайта для слабовидящих
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Республики Башкортостан
Учалинский колледж искусств и культуры
им.С.Низаметдинова
Учалинский колледж искусств и культуры
им.С.Низаметдинова
24. Шуман Любовь поэта
2016-10-14

Большое место в творчестве Шумана занимает вокальная музыка. Шуман написал более 200 песен, и почти все они были созданы за один год – год женитьбы на Кларе Вик. Вокальное творчество Шумана развивает традиции Шуберта. У них есть общие моменты, но есть и отличия. Общее:

  1. Лиризм песен.
  2. Связь с народными истоками.
  3. Форма песен часто куплетная, 3-хчастная.
  4. Большая роль фортепианной партии, есть вступления и заключения.
  5. Создает вокальные циклы: «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Бедный Петер».

В то же время вокальное творчество Шумана отличается от Шуберта. В песнях Шумана иное соотношение текста и музыки. Он стремится передать не только общее настроение стиха, но и детали текста, поэтому его вокальная партия декламационного склада. Шуман пишет на стихи различных поэтов: Гете, Гейне, Байрон, Бернс, Рюккерт, Шамиссо, Кернер, Эйхендорф и других. Большую роль в песнях играет фортепианная партия, очень выразительная, развитая, она углубляет содержание песен, иногда передает подтекст. Вступления и заключения часто развернуты. Порой партия фортепиано воспринимается, как фортепианная миниатюра.

Цикл «Любовь поэта» написан на стихи Гейне. Цикл стихов Гейне автобиографичен, создан по поводу неудачной любви поэта к двоюродной сестре. Стихотворения различны по содержанию и характеру. Кроме любовной лирики есть бытовые зарисовки, ирония над собственными переживаниями. Шуман выбирает лишь 16 стихотворений, в которых чувство любви выражено глубоко и серьезно. Цикл Шумана воспевает любовь, как чувство, целиком и полностью заполняющее героя, вдохновляющее его на творчество. Для героя любовь и творчество взаимосвязаны, слиты в единое целое. Без любви нет для него творчества, искусства, а без искусства нет жизни (так как жизнь теряет смысл). В отличие от циклов Шуберта здесь нет ясного, постепенно развивающегося сюжета. В этом цикле показан рост, развитие чувств героя.

По содержанию песни разнообразны. На протяжении цикла постепенно меняется их настроение. Первая группа песен — №1-3. Они полны ожидания любви, нежности, счастья.

№1 «В сияньи теплых, майских дней» — это песня о первом пробудившемся чувстве, мягкая, напевно-декламационная, неторопливая, в средней динамике. Мелодия звучит на фоне нежных волнообразных фигураций.

№2 «Цветов венок душистый» — тоже неторопливая, созерцательная, звучит на пиано. Вокальная партия декламационная, характерны многократные повторения одного звука, его опевание. В сопровождении сдержанная аккордовая фактура.

№3 «И розы, и лилии» — после поэтической мечтательности предыдущих песен впервые прорываются радость, восторг. Здесь быстрый темп, ощущается танцевальность, активная, стремительная фортепианная партия.

Следующая группа песен — №4-7. В них появляется чувство неосознанной тревоги, печали.

№4 «Встречаю взор очей твоих» — сдержанная, просветленная, в медленном темпе, звучит, как монолог, на фоне скупого сопровождения. В момент кульминации появляется уменьшенный септаккорд, его звучание вносит напряжение.

№5 «В цветах белоснежных лилий» — звучит печально, тихо, трепетно. Вокальная партия гибкая, скользящая на фоне струящихся фигураций фортепианной партии.

№6 «Над Рейна светлым простором» — выделяется масштабами, величавым, суровым характером. Песня звучит как размеренное, строгое повествование, но и здесь слышатся скрытые печаль и скорбь. №7 «Я не сержусь» — это лирическая скорбная кульминация цикла. Из песни становится ясно, что предчувствия не обманули героя, любимая его разлюбила. Песня отличается благородством чувств, полна скорби и любви. Вокальная мелодия, в отличие от других песен цикла, захватывает большой диапазон, что придает напряженность звучанию.

Следующие песни раскрывают различные оттенки страданий и мук героя. №8 «О, если б цветы угадали» — смятение, №10 «Слышу ли песни звуки» — скорбь, №11 «Ее он страстно любит» — горькую иронию. Интересна песня №9 «Напевом скрипка чарует». Она двупланова. Один план рисует вокальная партия – в ней передаются чувства героя, его душевные страдания. Второй план изображает партия фортепиано – она рисует обстановку свадьбы любимой девушки героя, это вальс. На свадьбе присутствует и несчастный влюбленный.

Трагической кульминацией цикла является песня №13 «Во сне я горько плакал». В ней передается невыносимое душевное страдание, безутешность. Короткие, на интонациях стона, фразы вокальной партии звучат одиноко. Им скупо отвечают сдержанные аккорды сопровождения.

Завершает цикл песня №16 «Вы злые, злые песни». Она развернута, многозначна, передает разные чувства героя – горечь, нежность, печаль. В ней есть изображение скорбного шествия с гробом, в котором хоронят песни. Смысл этой песни: герой прощается с любовью, песнями, творчеством, хочет вычеркнуть все из своей памяти. Но неожиданно после окончания вокальной партии звучит большая постлюдия (заключение), просветленная, поэтичная. По характеру перекликается с первой песней. Постлюдия как бы говорит, что то, что пережито нельзя вычеркнуть из памяти, из сердца.

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Ссылки

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан

Яндекс.Метрика

 

БУДЬТЕ С НАМИ -

Все права защищены. © УУИиК | Официальный сайт Учалинского Училища Искусств и Культуры. Размещение в других источниках разрешается только по договоренности с УУИиК. 2020 г.